Любое
потребление спиртных напитков подростком является злоупотреблением.
Ранимость растущих систем делает опасным прием даже малых доз алкоголя,
учитывая, что самоконтроль подростка недостаточен, и разовый прием
может оказаться чрезмерным. Средняя и тяжелая степень опьянения
означают острую мозговую интоксикацию.
Кардинальное решение профилактики пьянства подростков содержится в
постановлениях правительства: абсолютный запрет спиртных напитков
(потребление, продажа) лицам, не достигшим 21 года. Однако расчет на
автоматическое действие этих указаний не обоснован. Потребление
подростками алкоголя будет исключено лишь тогда, когда будет исключена
возможность попадания его в алкогольную среду. Это не только снижение
потребления спиртных напитков населением. Оздоровление среды
подразумевает контроль за поведением подростков, который в настоящее
время явно недостаточен, и активную организацию их занятости и досуга.
Это большая социальная задача, требующая усилий многих служб общества и
многих специалистов.
Учитывая психологические особенности подростков, следует обратить
внимание на следующее. Сейчас в организации досуга детей и подростков
недостаточна их самостоятельность: мелочный контроль, инициатива сверху
(педагогов и пр.) лишает детей возможности самовыражения, проявления
личностных качеств, личных инициатив. Предлагаемое занятие становится
неинтересным, детей вскоре требуется понуждать, организаторы утомляются
и становятся раздраженными. Дети, достигнув в подростковом периоде
свободы выбора, усиленно начинают эту свободу демонстрировать (так
называемый негативизм) и находят занятия вне какой-либо связи с
взрослыми. Таким образом, принятая сейчас педагогическая тактика не
привлекает детей в организованные формы досуга. Тщательный, но, видимо
«отдаленный» контроль взрослых на границах опасности, создающий у детей
иллюзию независимости, простор их инициативам, возможность проявить
собственные организаторские способности будет привлекать детей к
коллективным формам, жизни.
В педагогической практике дети, как правило, не различаются в
зависимости от их личности, способностей, интересов. И если понятна
необходимость равного объема знаний, то однотипность досуга
необъяснима. Дети сопротивляются и этому, а не только жесткой форме
организации свободного времени. Вместе с тем такой же равнозначимой для
всех, как образование, нагрузки, как физическая работа, они практически
лишены (если не считать редких и постоянно сокращаемых уроков
физкультуры). Гигиенические обследования последних лет показали рост
ожирения и других расстройств обмена у несовершеннолетних, тех
болезней, условием которых является гиподинамия. Роль телесного
воспитания известна. Хотелось бы обратить внимание на
психорасслабляющее действие физического утомления (купирование
аффектов) и на возможности самореализации, которые дает спорт (чувство
группы в командных видах, самоутверждения и пр.) - на
психогигиеническое, значение физических, спортивных нагрузок.
Недостаточность эстетического воспитания снижает духовность:
развивается так называемая уплощенная личность. Невысокий уровень
развития личности определяет склонность к примитивному
времяпрепровождению, в том числе - к пьянству.
Как было показано выше, употребление спиртных напитков подростками -
поведенческое явление. Это явление достаточно широкого спектра: от
поискового, нормального, до девиантного, антисоциального и
психопатологического. Алкоголизация подростков всегда группового
поведения. Наивно было бы полагать, что только молодежные организаторы
или только медицинские работники способны изменить ситуацию, если она
складывается опасным образом. Усилий нарколога, подросткового психиатра
недостаточно не только потому, что эти специалисты не имеют времени для
контроля за поведением пациентов; они не располагают необходимыми
правами. Ликвидация антисоциальных групп, изъятие (компрометация)
лидера, принудительное лечение от алкоголизма членов семьи или их
изоляция - все эти мероприятия должны осуществляться компетентными
органами.
Поскольку злоупотребление алкоголем у подростков групповое, выявление
одного означает тревожный сигнал о необходимости выявления всей группы.
И эта группа подлежит не только наркологической, но и социологической
оценке; иногда и криминологической.
Активное выявление пьянствующих подростков пока недостаточно. Даже
столь ограниченное, как сейчас, оно не влечет должных следствий.
Например, разовое задержание пьяного подростка должно служить отправной
точкой для комплексного (рядом служб) анализа группы и среды. Особого
педагогического внимания требуют закрытые учебные заведения, типа
интерната, с проживанием в общежитиях.
Вопросы профилактики пьянства подростков достаточно полно разработаны в
нашей стране П.И.Сидоровым (1979) и Е.С.Скворцовой (1981).
Е.С.Скворцовой составлена программа антиалкогольного воспитания детей в
средней школе; в зависимости от возраста (от 1-го класса) и в
соответствии с каждой преподаваемой дисциплиной (включение необходимых
знаний в курсы естественных и гуманитарных дисциплин). П.И.Сидоров
предложил программу медико-социальной профилактики раннего потребления
спиртного. Эта реализуемая в ряде районов страны программа включает
этапы оздоровления микросреды, антиалкогольного просвещения,
индивидуального и коллективного воспитания, симптоматической терапии и,
наконец, антиалкогольного лечения. Каждый из этих пяти этапов
соответствует пяти звеньям динамики развития алкоголизации
несовершеннолетних.
В заключение следует сказать, что в то время, когда встречались лишь
единичные случаи пьянства подростков, это не привлекало большого
внимания. Эти случаи расценивались как крайне исключительное отклонение
от нормы и считались объектом детской психиатрии. Жизнь внесла свои
печальные коррективы. Сейчас, учитывая, что дети в дошкольном возрасте
имеют опыт наблюдения приема спиртных напитков и его результата, что у
детей формируются свои понятия о предмете, необходимо раннее
вмешательство в формирование этих понятий.
Таким образом, необходимая система профилактических мероприятий раннего
злоупотребления спиртными напитками должна включать
социально-гигиенические, психологические, педагогические и медицинские
методы воздействия, охватывающие период от детства до юности.
Случайные отравления детей алкоголем
Этанол
содержится в различных алкогольных напитках - водке, винном спирте
(коньяке), пиве (2-7%), вине (6-22%), ликерах (30-60%), роме (50-55%),
в конфетах, а также во всевозможных косметических жидкостях, например
одеколоне (50-60% алкоголя с добавкой эфирных масел). Этанол входит в
состав широко распространенных зажигательных и горючих технических
средств (денатурат, добавки к горючему, растворители лаков, олиф и
др.). В технические средства при
изготовлении преднамеренно, во избежание приема человеком вводят
токсические, чаще дурно пахнущие, цветные ингредиенты.
У новорожденных и детей грудного возраста возможны отравления при
всасывании этанола через кожу или вдыхании паров (компрессы, укутывания
с использованием спиртовых экстрактов растений, обтирание одеколоном,
туалетной водой).
Отравление этиловым алкоголем у детей характеризуется симптомами
угнетения центральной нервной системы. Реакция на алкоголь у детей
отличается от таковой у взрослых: она оказывается весьма бурной даже на
сравнительно малые дозы. Степень проявления отравления зависит от
концентрации алкоголя в крови.
Характерным для отравления алкоголем у детей и подростков является
быстрое развитие симптомов интоксикации и внезапная потеря сознания:
выявляются резкая общая и мышечная слабость, падение сердечной
деятельности, снижение артериального давления, нарушение дыхания. Пульс
слабый, частый, плохо прощупывается. Температура тела снижена. Кожные
покровы бледные. Непроизвольное выделение мочи и кала. Возможна
аспирация (попадание в легкие) слизи и рвотных масс. В тяжелых случаях
развивается отек легких.
Случайные отравления этиловым алкоголем (этанолом) или напитками, его
содержащими, наблюдаются чаще в семьях, где употребление их уже давно
стало для родителей ребенка печальной реальностью. Алкоголь из
недопитых бутылок и стаканов представляет собой большую
привлекательность и большую опасность для детей в алкогольных семьях.
Не сознавая всех последствий, ребенок может выпить большое количество
вина или другого спиртного напитка. Развивается острое отравление,
требующее врачебного вмешательства. Однако в условиях невнимательного
отношения к детям в таких семьях отравление ребенка может остаться
незамеченным, и тогда возможен трагический исход. Медицинской практике
известны случаи, когда в лечебные учреждения с тяжелым отравлением
алкоголем поступают дети в возрасте 5-10 лет. Спасти их не всегда
удается.
Иногда наблюдаются отравления детей метанолом (метиловым, или
древесным, спиртом). Он содержится в денатурированном спирте,
употребляется как дешевый растворитель смол, красок, средств обработки
дерева и кожи, клеящих веществ, протравы и др. По запаху и вкусу (!)
почти не отличается от этанола, поэтому возможны случайные отравления,
даже массового характера. Технический метанол часто загрязнен ацетоном,
альдегидами и другими токсичными для человека продуктами. Метанол
крайне токсичен для взрослых, а для детей и подростков - в особенности.
Всасывание метанола происходит из желудочно-кишечного тракта, реже -
через легкие (при вдыхании), а также через кожу. Попавший в организм
метанол в «целом» виде выводится крайне медленно - через легкие и
почки. Токсическое действие метанола на организм человека
осуществляется путем блокады ферментов. Нарушаются окислительные
процессы в клетке, происходит расстройство кислотно-щелочного
равновесия, поражается сетчатка глаз, развивается слепота. Токсичность
в большей степени зависит от обстоятельств отравления и индивидуальной
восприимчивости: опасность потерять зрение возникает у взрослых уже
после приема 4-15 мл метанола; у детей и подростков, естественно, - от
значительно меньшего количества.
Симптомы отравления
Если ребенок (подросток) находился в комнате с повышенным содержанием
метанола в воздухе, развивается раздражение слизистых оболочек рта,
дыхательных путей, которое довольно длительно удерживаются,
сопровождаясь сухостью и покраснением кожи. В случае приема метанола
внутрь появляется алкогольное оглушение. Оно
возникает у детей и подростков по истечении скрытого периода, длящегося
после приема от 0,5 до 8-10 ч. Появляются тошнота, затем - рвота с
запахом алкоголя. Зрачки умеренно расширяются, со слабой реакцией на
свет. Пульс вначале учащенный, а затем, по мере нарастания отравления,
становится редким. Артериальное давление падает вследствие поражения
сердечной мышцы и снижения функции надпочечников. Нарастает поражение
центральной нервной системы в виде угнетения сознания, повышается тонус
мышц конечностей, затылочных мышц. Голова запрокидывается назад. У
детей раннего возраста тотчас же или вскоре после отравления появляются
судороги - это грозное предупреждение о возможных осложнениях со
стороны центральной нервной системы. Смертельный исход возможен при
приеме метилового алкоголя от 0,5 до 1,5 мл/кг массы ребенка или
подростка от тяжелого токсического шока и паралича дыхательного центра.
У отравившихся в ближайшем посттоксическом периоде (первые - вторые
сутки) развивается слепота. Первым признаком надвигающейся катастрофы у
детей старшего возраста и подростков является мелькание мушек перед
глазами.
Необходимая помощь при алкогольном отравлении
После
попадания алкоголей внутрь - промыть желудок. Если имело место вдыхание
паров алкоголя, человеку следует организовать дыхание кислородом или
обеспечить пострадавшему постоянный приток свежего воздуха. При
попадании яда в глаза - срочно начать промывание их проточной водой и
продолжать эту процедуру 15 мин, а затем обратиться к офтальмологу.Неотложная
помощь детям при случайном отравлении этиловым алкоголем или напитками,
его содержащими, должна начинаться срочно, еще до приезда врача!
Родители или кто-то из обнаруживших запах изо рта у отравленного
алкоголем, прежде всего, должны:
1) поднести к носу пострадавшего нашатырный спирт и заставить через ноздри глубоко и несколько раз втянуть в себя его пары;
2) срочно промыть желудок простейшим способом - заставить выпить теплую
воду в объеме стакана или нескольких, в зависимости от возраста
отравившегося;
3) дать солевое слабительное;
4) приложить грелку к ногам;
5) при сердечной слабости (ее должен уметь диагностировать любой
человек по едва ощутимому «нитевидному» или с перебоями пульсу) дать
сердечные средства - настойку валерианы, кофеин-бензоат натрия,
кордиамин.