Основу
воспитания дети получают в семье, где формируется их личность. Детские
дошкольные учреждения и школа только дополняют основное - семейное
воспитание. Самые близкие ребенку люди - мать, отец, старший брат или
сестра становятся примером для подражания. Выдающийся педагог А. С.
Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Ваше собственное поведение -
самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только
тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете
ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда
вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми
и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с
друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет
для ребенка большое значение. А если дома вы грубы, или хвастливы, или
пьянствуете… вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и
никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
Если в семьях с нормальными, не пьющими родителями требования последних
к своим детям основываются на твердых жизненных взглядах, а потому
имеют постоянный характер по отношению к тем или иным
эмоционально-поведенческим проявлениям детей, то трагедия детей в
семьях алкоголиков состоит в искажении, словно в кривом зеркале,
человеческих взаимоотношений.
В семьях, где родители-алкоголики, нарушаются все функции семьи:
репродуктивная, экономическая, культурная, воспитательная,
эмоциональная, психологическая. Расход значительных материальных
средств на спиртное ухудшает, нередко значительно, питание семьи, что
не может не отражаться на физическом развитии ребенка. Реакции
родителей-алкоголиков на те или иные поступки или высказывания детей
отличаются (из-за особенностей алкоголизма как заболевания)
непредсказуемостью и непоследовательностью, оно может быть разным в
зависимости от настроения. Поэтому ребенок не знает, какие из его
мыслей и действий получат одобрение, а какие - осуждение. Это
дезорганизует его психическое развитие: у ребенка не вырабатываются
навыки правильного реагирования на то или иное явление, поступки
друзей, учителей и иных воспитателей. Отрицательный пример
отца-алкоголика, часто неработающего, грубого и несдержанного, пагубно
отражается на формировании личности будущего человека. Дети обычно
стыдятся таких отцов, скрывают от сверстников, что их отец пьет и
скандалит дома, для них это всегда остро переживаемое глубоко личное,
«потаенное» горе, бесследно не проходящее для здоровья: развиваются
заболевания, называемые неврозами.
Неврозы у детей из семей алкоголиков проявляются в виде трудного
засыпания, ночных страхов, из-за которых ночной сон часто прерывается.
Замечено, что расстройства сна - это реакция на частые «семейные»
сцены. Неврозы у детей могут проявляться в виде нервных подергиваний
(тиков) отдельных мышц лица, или плечевого пояса, а также навязчивых
движений, заикания. Известно, что заикание может возникнуть у ребенка
после, тяжелых сцен (ссоры, драки и пр.) между родителями. После
сильного испуга у детей из таких семей наблюдалось даже развитие
недержания мочи или кала.
Эти страдания дети тяжело переживают, стыдятся, стремятся скрыть от
сверстников, в особенности, когда их недомогания обнаруживаются в
детском коллективе, который они посещают или куда временно попали
(например, в пионерских лагерях). Все это глубоко травмирует психику
ребенка.
Как правило, в семьях, где отец - алкоголик, мать, стремясь сгладить
черствость, грубость отца, отсутствие к ребенку любви, внимания,
заботы, начинает проявлять к дочери или сыну чрезмерную нежность,
повышенную опеку, снижая, в то же время, необходимую при воспитании
требовательность. Таким образом, в семье складывается резко
противоположное отношение к ребенку, а это ведет к неустойчивости его
поведения и настроения, способствуя развитию болезненных черт
характера, связанных со страхом перед отцом и безнаказанностью со
стороны всепрощающей матери.
Привыкнув к такому отношению матери, ребенок использует его в
эгоистических целях; позже, по мере взросления, такой тип поведенческих
реакций им применяется уже и в отношении к окружающим его подросткам, а
затем и в коллективах взрослых.
Еще тяжелее отражается на психике детей морально-психологический климат
семьи, когда спивается мать, быстро утрачивая при этом свою социальную
роль хранительницы очага: она теряет материнские чувства, опускается
настолько, что кроме мыслей о том, где бы достать спиртное,- забот у
нее не остается.
Формирование нервно-психического развития детей в семьях, где и отец, и
мать - алкоголики, протекает с тяжелыми отклонениями. У таких детей
низкий интеллектуальный уровень, что обусловлено отсутствием
правильного воспитания в раннем детстве. Здесь речь идет не о детях с
алкогольным синдромом плода (когда причиной задержки психического
развития оказывается повреждение алкоголем и продуктами его метаболизма
центральной нервной системы плода, а о так называемых «педагогически
запущенных» детях, внутриутробное развитие которых протекало нормально;
рождение и первые недели не были отягощены алкогольной интоксикацией).
Узкий круг интересов родителей, очень кратковременное общение с детьми,
невнимание к ним не позволяют ребенку приобрести первоначальный,
наиважнейший жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для
правильного формирования сознания, умственной деятельности. Недаром
считают, что первый год жизни ребенка - это год упущенных возможностей,
возможностей развития высшего отдела центральной нервной системы - коры
больших полушарий головного мозга. Отсюда - резкое отличие таких детей
от товарищей. Кроме того, у детей нередко обнаруживается чувство
собственной ненужности, безысходности, тоски по лучшей жизни в семье. У
них длительно истощается нервная система, а это ведет к постоянно
ощущаемому утомлению. Поэтому в школе их отличает заметная пассивность,
безразличие к окружающему. Нередко протест против безысходного
положения в семье проявляется в буйстве, озорстве, стремлении через эти
качества самоутвердиться в коллективе. Такие «трудные» дети обычно
бросают обучение после 4-5 классов, затем занимаются
неквалифицированной работой.
В семьях алкоголиков дети нередко получают и травмы. В детские
отделения больниц иногда доставляют детей с переломами, ожогами,
сотрясением мозга и другими ранениями, полученными из-за
невнимательности родителей, занятых выпивками, ссорами между собой.
Бывает и так, что дети получают травмы в драке с пьяными родителями.
Существует даже термин «синдром избитого ребенка» или «синдром
жестокого обращения с детьми». Чаще всего жестоко обращаются с детьми
именно пьющие родители.
Подростки испытывают переживания иного плана: подавленность настроения,
стыд за родителей, чувство неполноценности, беспомощности,
неуверенности. Отсюда - недисциплинированность («расхлябанность»),
неорганизованность действий, что в сочетании с неизбежным нарушением
духовной близости с родителями дает обществу подростка, ищущего
деятельности, не требующей даже минимального интеллектуального усилия.
Постепенно такой подросток находит себе подобных, а от перечисленных
ущербных переживаний у него формируется психологическая
предрасположенность к приему алкоголя.
Уклад семейной жизни играет очень большую роль в формировании личности.
Правила общения, соблюдаемые в семье, являются формой социального
контроля. Поэтому без контроля семьи человек, достигнув зрелости, очень
часто не приемлет контроль со стороны общества, вступает с ним в
конфликт. Отсутствие душевной близости с родителями, отсутствие навыков
сопереживания ближнему приводит к тому, что подросток взрослеет, не
усвоив общественно значимых взглядов, норм и навыков поведения. У него
формируется оборонительно-агрессивный стереотип поведения. Постепенно
насилие становится нормой поведения по отношению к окружающим:
воровство, хулиганство, ранняя половая жизнь.
Так, у этой категории подростков вне зависимости от того, в какой
стране они проживают, складываются болезненные (патологические) черты
характера: безволие, лживость, мстительность, лицемерие, склонность к
беспредметному бродяжничеству, отсутствие трудовых устремлений,
повышенная конфликтность с домашними и соседями. Нарастает социальная
дезадаптация, когда конфликт с обществом приобретает характер уголовных
правонарушений.